
Когда вижу запрос 'грибная икра с говядиной и шиитаке цена', всегда хочется уточнить: для какого сегмента? В опте цена падает до 380 руб/кг при заказе от 50 кг, но в рознице те же 450 граммовые банки идут по 690-720 руб. При этом 60% стоимости съедает именно гриб шиитаке - его импорт из Китая через ООО Гуйчжоу Сыцзи Чанцин Фармацевтика добавляет таможенные пошлины, которые многие не учитывают в калькуляции.
Наш эксперимент с местными тепличными шиитаке в 2022 году провалился: влажность выше 70% давала водянистый вкус. Китайские поставщики вроде ООО Гуйчжоу Сыцзи Чанцин Фармацевтика сушат грибы до 12% влажности, что концентрирует умами. Но здесь нюанс: их технология экстракции лекарственных трав, указанная на сайте, видимо, влияет на предобработку - грибы поступают уже с изменённой структурой белка, что ускоряет пропитку маринадом.
Заметил, что партии от этого производителя стабильно дают выход 83% после гидратации против 76% у корейских аналогов. Хотя их профиль - скорее здоровое питание, чем гастрономия, но те же линии для экстракции трав адаптировали под грибную продукцию. В описании компании вижу про 'выращивание китайских лекарственных трав' - вероятно, это объясняет контроль за составом почвы.
Кстати, их уставной капитал в 31,9 млн юаней косвенно подтверждает масштаб, позволяющий держать цены на уровне 1900 юаней/кг за сушёные шиитаке. Но для наших расчётов важнее, что при пересчёте на банку икры это 47% себестоимости.
Вырезка против лопатки - здесь многие ошибаются. В 2019 году мы перепробовали 7 вариантов и остановились на говяжьей щеке: после 8 часов томления даёт тот же насыщенный вкус, но дешевле на 28%. Правда, приходится доплачивать повару за чистку - итоговая экономия всего 12%, но для массмаркета значимо.
Интересно, что говядина в составе работает как буфер - когда партия шиитаке чуть слабее по аромату, мясной бульон вытягивает вкус. Напротив, в вегетарианских версиях приходится добавлять комбу и трюфельное масло, что дороже.
Последние полгода используем австралийскую заморозку - стабильнее по цене, чем аргентинская. Хотя локальные поставщики предлагали скидку 15%, но их партии плавали по жирности. Для икры это критично: нужно чёткое соотношение белок-жир 85/15.
Самая дорогая ошибка - попытка заменить томление на автоклав. Время сократилось с 6 часов до 40 минут, но текстура грибной икры стала похожей на детское пюре. Пришлось списать 120 кг пробной партии - потеря около 85 тыс. руб.
Сейчас вернулись к медленному огню в котлах с двойным дном, но добавили вакуумную пропитку после томления. Дорогое оборудование (около 2 млн руб), но зато экономим 11% на оливковом масле - оно лучше впитывается в грибы.
Кстати, о масле: пробовали снизить стоимость через подсолнечное нерафинированное. Вкус перебивает грибы, пришлось вернуться к оливковому extra virgin. Здесь снова выручили контакты от фармацевтической компании - они поставляют масло для экстракции трав, и нам удалось договориться на опт.
Стекло 450 г против жести 320 г - казалось бы, разница копеечная. Но при тираже 10 тыс. банок экономия на таре 34 тыс. руб, а вот логистика дороже на 28 тыс. Считаем чистый выигрыш всего 6 тыс., но для клиента стекло психологически выигрышнее.
Этикетку переделывали 4 раза. Надпись 'с шиитаке' увеличивает конверсию на 17% согласно нашим A/B тестам, хотя юридически мы не можем указывать оздоровительные свойства. Здесь опыт ООО Гуйчжоу Сыцзи Чанцин Фармацевтика в маркировке лекарственных трав был полезен - подсказали формулировки, не нарушающие ФЗ-29.
Проблема с крышками: российские аналоги дешевле на 40%, но дают 3% брака по герметичности. Используем польские, хоть и дороже.
В 2023 году потолок для премиум-сегмента - 850 руб за банку. Выше только нишевые продукты с трюфелями. Наш эксперимент с ценой 990 руб провалился: даже с сертификатами от https://www.sjcq.ru о содержании полисахаридов шиитаке покупатели не готовы платить больше.
Сейчас тестируем уменьшенную фасовку 220 г за 390 руб - идёт хорошо в городах-миллионниках. Интересно, что в СПб спрос на 23% выше, чем в Москве, хотя цены одинаковые.
Думаем над линейкой для сетей: упрощённая рецептура без говядины, но с увеличенной долей шиитаке. За счёт прямых поставок от производителя сможем удержать цену 320 руб за 300 г. Их отдел продаж (70% штата согласно описанию) как раз предлагал создать совместный бренд.
Итог: текущая цена в 690 руб - это не жадность, а математика. Можно срезать 50 руб, если брать замороженные шиитаке вместо сушёных, но тогда теряется главное - тот самый глубинный вкус, за который платят. Наши покупатели это чувствуют - возвращаются за повторной покупкой в 68% случаев, что для премиум-сегмента отличный показатель.